ОАО "Агромашхолдинг"


Сегодня- Новый год по старому стилю


14.01.2010

14 января- Старый новый год.

Традиция отмечать Старый Новый год идет от расхождения Юлианского календаря (или иначе календаря «старого стиля») и Григорианского календаря — того, по которому сейчас живет практически весь мир. Расхождение календарей в 20-21 веках составляет 13 дней.

Старый Новый год — это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Из-за данного расхождения календарей мы отмечаем два «Новых года» — по старому и новому стилю. Таким образом, в ночь с 13 на 14 января каждый может позволить себе «допраздновать» самый любимый праздник. Ведь для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста.

Интересно, что разница между Юлианским и Григорианским календарями увеличивается каждое столетие, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем, на один день. Поэтому с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней. А с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут отмечаться на день позже.

Сегодня из года в год популярность Старого Нового года растет, и Россия не является исключением. Все больше людей относятся к нему, как к самостоятельному празднику, который продлевает очарование Нового года или же позволяет почувствовать это очарование впервые… Ведь этот праздник более спокойный, ему несвойственна суета, которая является неизбежным спутником Нового года.

 

Православный календарь- День памяти святителя Василия   Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (умер в 379 году). Обрезание Господне.

По закону иудейскому над младенцем мужского пола в восьмой день по рождении совершался обряд обрезания (кое-где сохранился и сейчас), при этом младенцу нарекали имя. Этот обряд совершен и над воплотившимся от Пресвятой Девы Марии сыном Божиим, и ему нарекли имя Иисус, что значит Спаситель.

Василий Великий - знаменитый учитель церкви и толкователь Святого Писания. Он много составил молитв и написал чин литургии; философ и филолог; один из самых образованных людей IV века.

 
 
Святитель Василий Великий

14 (1) января — память святителя Василия Великого
12 февраля (30 января) — собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Святитель Василий ВеликийСвятитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина († 380; память 19 июля), брат Григорий, епископ Нисский († 385; память 10 января), брат Петр, епископ Севастийский († IV; память 9 января) и младшая сестра — праведная Феозва, диакониса († 385; память 10 января). К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия († IV; память 1 января).

Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки, в молодые годы слышавшей наставления святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского († ок. 266-270; память 17 ноября).

После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Святой Григорий Богослов († 389; память 25 января) также учился в то время в Афинах; между ними установилась тесная дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Впоследствии Григорий Богослов, вспоминая те годы, писал, что в Афинах им известны были только две дороги — одна в церковь, а другая — в училище.

Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Чувствуя призвание к духовной жизни, он решил отправиться туда, где процветало подвижничество. С этой целью святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину.

В Египте святой Василий провел целый год у архимандрита Порфирия, изучая богословские творения святых отцов и упражняясь в постнических подвигах; затем он посетил преподобного Пахомия, подвизавшегося в Фиваидской пустыне, преподобных Макария Старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других подвижников. После этого святой Василий совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя.

На обратном пути святитель Василий некоторое время находился в Антиохии, где в 362 году был посвящен в сан диакона епископом Мелетием.

В Кесарии святой Василий проводил строгую иноческую жизнь. В 364 году он был посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.

После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой "Церковной истории") умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.

Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна ЗлатоустогоВ непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Однажды, во время молебна пред иконой Пресвятой Богородицы и великомученика Меркурия (III в., память 24 ноября), святитель Василий получил откровение о гибели императора Юлиана Отступника (361-363), пытавшегося вновь утвердить язычество. Святитель Василий увидел, как изображение великомученика Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье великомученика было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и погиб на Персидской войне.

Когда император Валент (361-378) отдал в Никее православную церковь арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду: передать церковь той стороне (православным или арианам), по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери.

Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве святителя двери храма раскрылись.

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину. Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.

За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский († 394; память 23 ноября), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал: "Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим".

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как "слава и красота Церкви", "светило и око вселенной", "учитель догматов", "палата учености".

Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Обрезание Господне
(из Слова на обрезание Христово, помещенного в Житиях святых святителя Димитрия Ростовского на 1 (14) января)

Обрезание ГосподнеГосподь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны он принял его для того, чтобы исполнить закон: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, — сказал Он, — не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 5:17); ибо Он повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит апостол: "Бог послал Сына Своего, Который подчинился закону, чтобы искупить подзаконных" (Гал. 4:4-5). С другой стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но родился только призрачно. Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть? Святой Ефрем Сирин говорит: "Если Христос не был плотию, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистинну плотию, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровию, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу". Но, кроме того, Он принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание; ибо, закончив Ветхий, касавшийся плоти, закон, Он положил начало Новому, духовному. И как ветхозаветный плотский человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения.

Обрезан же был Он в восьмой день потому, что предизображал нам кровию Своею грядущую жизнь, которая обыкновенно учителями Церкви называется восьмым днем или веком. Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: будущего непрестанную осьмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезался плотию. И святой Григорий Нисский так говорит: "обрезание по закону должно было совершаться в осьмой день, причем осьмое число предуказывало на осьмой будущий век".

Подобает также знать, что обрезание в Ветхом Завете было установлено во образ крещения и очищения прародительского греха, хотя тот грех и не очищался совершенно обрезанием, чего и не могло быть до тех пор, пока Христос добровольно не пролил за нас в страданиях Своей пречистой крови. Обрезание было только прообразом истинного очищения, а не самым истинным очищением, которое совершил Господь наш, взяв грех от среды и пригвоздив его на кресте, а вместо ветхозаветного обрезания установив новое благодатное крещение водою и Духом. Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и во грехе родила его мать его (Пс. 50:7); отчего и язва оставалась на отроческом теле. Господь же наш был безгрешен; ибо хотя Он и по всему уподобился нам, но не имел на Себе греха. Подобно тому, как медный змий, сооруженный в пустыне Моисеем, был по виду подобен змию, но не имел в себе змеиного яда (1 Чис. 21:9), так и Христос был истинный человек, но непричастный человеческому греху, и родился сверхъестественным образом, от чистой и безмужней Матери. Ему как безгрешному и Самому бывшему Законодателем не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, "не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех" (2 Кор. 5:21) то Он, будучи без греха, претерпевает обрезание, как бы грешник. И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола: "сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Флп. 2:7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: чего Я не отнимал, то должен отдать (Пс. 68:5), т.е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания. Обрезанием, им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши; которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: совершилось! (Ин. 19:30). Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела. Он начинает терпеть в младенчестве и приучается к страданию, чтобы, став мужем совершенным, быть в состоянии вынести более лютые страдания, ибо к подвигам мужества следует приучаться с юности. Жизнь человеческая, полная трудов, подобна дню, для которого утро составляет — рождение, а вечер — кончину. Итак, с утра, из пелен, Христос, обоженный человек, выходит на дело свое, на труды — Он в трудах с самой юности Своей — и на работе своей до вечера (Пс. 103:23), того вечера, когда солнце померкнет и по всей земле будет тьма, до часа девятаго. И возглаголет Он иудеям: Отец Мой доныне делает, и Я делаю! (Ин. 5:17). Что же обделывает нам Господь? Наше спасение: спасение посреди земли (Пс. 73:12). А чтобы сделать это дело вполне совершенно, Он принимается за него с утра, с юности, начиная претерпевать телесную болезнь, а вместе с тем и сердечно болезнуя о нас, как о Своих чадах, доколе не вообразится (Гал. 4:19) в нас Сам Он — Христос. С утра Он начинает сеять Своею кровию, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления.

 

Народная традиция 14 января:

Васильев день. Василий Великий. Свинятник. Свиной праздник.

Василий считается покровителем свиней. Готовили ритуальные блюда из свинины. «Свинку да боровка для Васильева вечерка». На Василия Великого свиную голову на стол.

Период с 7 по 18 января называется "святками" или святыми днями. Неделя с 14-го по 18-е января называется страшная, страшные вечера, святые дни. Это время гуляний, маскарадов, коляды, ряженья, катаний, гаданий. С 14-го по 19-е, в страшные вечера, берегут скот, амбары от нечистой силы. Святки издавна считались временем, когда по миру свободно гуляет нечистая сила. На Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц.

Гаданья: варят кашу. Щедрованье, обсыпают зерном и пр.

От святок до масленицы - лучшее время для свадеб.

 

Народные приметы 14 января- Если будет много звезд на небе - будет много и ягод летом, если звезд нет - ягод не жди. Если будет туман - к урожаю; будет вьюга - к урожаю орехов. Если в этот день тепло - сев будет ранним; морозно - поздним. Васильева ночь звездиста - лето ягодисто. Садоводы в полночь встряхивают яблони, для урожая.

Туман в этот день предвещает обильный урожай, год будет благодатным.

 

Именинники: Александр, Богдан, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Федот .

 

События дня:

 

В 1506 году в Риме  найдена мраморная скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья»

В 1814 году в Петербурге открылась для общего посещения Императорская Публичная библиотека

14 января 1918 года состоялась зверская расправа большевиков с белогвардейскими офицерами в Евпатории. Об одной «Варфоломеевской ночи» в Евпатории  говорит дело № 56.

14 января 1918 года Финляндия и Советская Россия перешли на новый календарь.

14 января 1918 года Совет Народных Комиссаров по предложению В.И. Ленина приняло постановление об организации вооруженных отрядов при ВЧК, предназначенных для выполнения заданий чрезвычайных комиссий, охраны правительственных учреждений, борьбы с бандитизмом, поддержания революционного порядка в стране.

14 января 1919 года - письмо о зверствах большевиков на Урале

14 января 1922 года в Петрограде создается Театр юного зрителя (ТЮЗ).

14 января 1925 года вышел приказ Революционного военного совета СССР о введении положения о политических руководителях в частях Красной Армии и Флота.

14 января 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает постановление об ужесточении мер по борьбе со спекуляцией.

В 1929 году- День рождения Московской области

14 января 1936 года в ВКП(б) объявляется кампания по обмену партийных документов.

14 января 1944 года начинается Красносельско-Ропшинская операция во время 2 й-мировой войны. В результате ее завершения 30 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады.

14 января 1948 года родился выдающийся российский хоккеист Валерий Борисович Харламов.

14 января 1950 года СССР более чем на полгода вышло из Совета Безопасности ООН.

14 января 1960 года - принятие Верховным Советом СССР закона о сокращении Вооруженных Сил СССР в одностороннем порядке на 1,2 млн. человек.

14 января 1962 года взорвалась подводная лодка Б-37 на военно-морской базе Северного флота в городе Полярный. Погибли 122 человека.

14 января 1963 года в городе Гурьевск Кемеровской области родилась актриса Анна Самохина.

14 января 1963 года в состав Секретариата ЦК КПСС вводятся государственные политические деятели Леонид Ильич Брежнев и Николай Викторович Подгорный.

14 января 1980 года ООН подавляющим большинством голосов осудило ввод советских войск в Афганистан.

14 января 1986 года - первый выход в арктический рейс четвертого советского атомного ледокола "Россия".

В 1992 году в Москве основана масонская ложа «Гармония»

14 января 1994 года президенты России, Украины и США подписывают трехстороннее заявление о ликвидации ядерного оружия на территории Украины.

 

Родились в этот день:

 

В 1770 году- Адам Чарторыйский, польский и российский государственный деятель эпохи Александра I

14 января 1827 года родился почетный член Петербургской академии наук и Академии художеств, российский географ, статистик, глава Русского географического общества Петр Семенов-Тян-Шанский

В 1841 году- Берта Моризо, французская художница

В 1875 году- Альберт Швейцер, немецкий теолог, философ, музыкант и врач

14 января 1911 года родился автор романа "Дети Арбата" Анатолий Наумович Рыбаков

В 1925 году- Юкио Мисима, выдающийся японский писатель и драматург

В 1948 году- Валерий Харламов, легендарный советский хоккеист, нападающий

 

Умерли в этот день:

 

14 января 1833 года умер преподобный Серафим Саровский (Прохор Мошнин), великий подвижник Русской Православной Церкви и чудотворец

14 января 1898 года скончался английский писатель, математик и логик, автор популярных повестей для детей «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье» Кэрролл Льюис (настоящее имя Чарлз Лютвидж Доджсон). Научные работы Кэрролла Льюиса предвосхитили некоторые идеи математической логики.

В 1949 году- Хэрри Стэк Салливан, американский психолог, один из основателей неофрейдизма

14 января 1966 года умер российский ученый и конструктор, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Павлович Королев

В 1977 году- Питер Финч, австралийский киноактёр, первый из актёров, получивших «Оскара» постмертно

В 1978 году- Курт Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики, наиболее известный сформулированной и доказанной им теоремой о неполноте

14 января 1987 года умер актер Игорь Владимирович Ильинский

В 2001 году- Виталий Гольданский, советский ученый физико-химик, академик

 


Батыревский район Чувашской Республики